Мама по вызову
Гале — 35, но она уже гувернер со стажем: с чужими детьми занимается восемь лет. Не без оснований полагая, что, чем дальше от рождения, тем меньше ребенок напоминает ангела, Галя предъявляет к работодателям единственное требование: дети должны быть не старше шести лет. Все остальные требования предъявляют работодатели. — то есть родители. Няня или гувернантка — это, конечно, друг ребенка, но в первую очередь она -исполнитель родительских причуд и желаний.
«РОДИТЕЛИ ВСЕГДА ПРАВЫ»
Решающее значение для карьеры гувернантки имеют два фактора: образование и внешние данные. У Гали эти факторы работают друг против друга: одно мешает, другое помогает. Выглядит она, по моим представлениям, именно так, как должна выглядеть любимая гувернантка а-ля Мэри Поппинс: молодая, красивая, ласковый взгляд и улыбка Мадонны — хорошо, что в руках нет зонтика, а то непременно улетела бы. Но если вы думаете, что такая внешность — фактор положительный, то вы глубоко заблуждаетесь. Молодые мамы маленьких детей вовсе не приветствуют появление в доме еще одной молодой привлекательной женщины, предпочитая выбирать нянь постарше. Возможно, в Галином случае их ревность успокаивает только наличие у потенциальной соперницы мужа и десятилетней дочери.
Зато образование у Гали как нельзя более подходящее: она педагог по дошкольному воспитанию, работала методистом в детском саду. Перед тем, как перейти от коллективного воспитания к домашнему, окончила месячные курсы гувернеров. Там ей три раза в неделю читали лекции по методикам раннего развития и семейному этикету. Помимо общих слов о том, что приходящий в семью новый человек должен соблюдать субординацию и не раздражать членов семьи, будущим гувернанткам предлагалось запомнить еще одно важное правило: не стоит пытаться стать подругой хозяйки дома. «Теплые, но не близкие» — так формулируется идеал отношений мамы и гувернантки. Наемному работнику полагается помнить о том, кто он есть.
Помнить об этом необходимо и в том случае, когда мама при тебе начинает ругать ребенка за то, что он не делал и не говорил или говорил и делал, но совсем не так, как кажется маме:
— Даже если я внутренне на стороне ребенка, показывать этого я не имею права, чтобы не подрывать авторитет родителей. Мама всегда права. В любой ситуации моя задача -объяснить ребенку, что он сделал не так и почему мама сердится. Родители оказываются «всегда правы» и в том случае, когда решают, что больше не нуждаются в услугах гувернантки. И трудно сказать, кто испытывает в таких случаях больший стресс — ребенок или Галя:
— С малышами чуть проще — они быстрее отвлекаются на что-то другое. А если ребенок постарше, он потом еще долго спрашивает: «Где Галя, почему она не приходит?..» Представьте: фактически всю свою сознательную жизнь провел рядом с одним человеком, и вдруг однажды человек этот исчезает. А я ведь даже попрощаться с ним не могу. Сколько слез будет!.. Такие ситуации на самом деле довольно тяжело переживаешь. За восемь лет у Гали было семеро воспитанников. Самого первого малыша родители-азербайджанцы увезли на родину, родители другого ребенка сразу же потребовали замену, когда Галя заболела гриппом, следующего 3-летнего мальчика через четыре месяца общения с гувернанткой отдали в садик… Последний ее воспитанник в 5-летнем возрасте поступил в частный лицей и теперь будет постигать азы наук уже в коллективе. А Галя снова ищет работу.
«ОНИ НЕ РАБЫ»
Агентств, которые предлагают помощь в подборе нянь и гувернеров, в столице несколько десятков с предсказуемыми названиями: «Вторая мама» или «Нянюшка», грозным — «Фрекенбок» (орфография оригинала) и не менее грозным «Петровка», ностальгическим -«Бюро Добрых Услуг», спортивно-букмекерским — «Фаворит», а также малообъяснимыми «Вектор К», «Капитан +», «Интеграл», «Персонал+» и др. Схема работы стандартная: соискатели заполняют анкеты, представляют необходимые документы (диплом, медицинские справки, рекомендации) и ждут, когда их позовут на собеседование. Для каждого клиента из числа родителей агентство подбирает 5-10 кандидатур, отвечающих заявленным требованиям, и устраивает претендентам очную ставку с работодателями. Окончательно определиться с выбором родители могут не сразу, а спустя несколько «пробных» дней, которые понравившаяся им няня работает в доме перед заключением договора. Кто обращается в агентства с просьбой найти няню? Как правило, или жены состоятельных мужей, которые все равно сидят дома, но с ребенком не справляются, или бизнес-леди, которым работа дороже отдыха и которые не представляют жизни без того, чтобы не надеть утром туфли-лодочки и не показаться на людях. Кто предлагает свои услуги? Кто угодно. Но портрет соискательницы, которой проще всего найти работу, выглядит так: женщина за 40 с медицинским или педагогическим образованием, располагающей внешностью, наличием собственных (пусть взрослых) детей и опытом работы в семьях. Отклонения возможны, но не приветствуются.
«Ребенку нужно что-нибудь мягкое и ласковое, что заменяло бы маму» -так не вполне одушевленно обрисовали мне обычное требование клиентов к няне в агентстве «Фронда-сервис». Понятно, что молодые девушки в такие требования, как правило, не вписываются. Им может повезти только в том случае, если на «очную ставку» родители приходят вместе с ребенком: отпрыски думают прежде всего о том, можно ли будет с гувернанткой побегать и поиграть, а не о том, насколько хорошо она знает английский или ориентируется в правилах оказания первой медицинской помощи. В любом случае от няни для ребенка от года до трех почти всегда требуется знание развивающих игр и методик, а для детей дошкольного возраста и старше — владение минимум одним иностранным языком и готовность помогать ребенку с уроками. Услуги таких нянь стоят, как правило, от полутора до двух с половиной долларов в час, а в месяц помощница по воспитанию обойдется родителям в 200-300 долларов. Вдвое дороже могут стоить услуги «лингвогувернанток» (носительниц языка из Англии, Франции или Германии), которые будут учить ребенка иностранному языку не по книжкам, а путем непосредственного общения.
В агентстве «Фатина», обещающем заказчикам «VIР-услуги», корреспонденту «PC» рассказали, что среди их клиентов — двое известных актеров, несколько депутатов Госдумы и их помощников и чиновники столичной мэрии. Но, по словам директора Светланы Ионовой, никаких особых обязательств работа с такими клиентами на агентство не. налагает, а нарваться на необоснованные капризы можно всюду:
— Все зависит от человека. У нас был случай, когда люди просили няню с высшим образованием и знанием иностранного языка для трехлетнего мальчика. Мы подобрали прекрасную кандидатуру — а через два дня она пришла к нам в слезах и сказала, что к ребенку ее не пускают, а заставляют мыть полы. В таких случаях, конечно, стараемся объяснять клиенту, что он не прав: нельзя превращать няню или гувернантку в рабыню. Но все равно в некоторых семьях менять работников приходится каждые два-три месяца, а то и чаще.
«ТОЛЬКО ДЕТЯМ ДО 16»
Готовность заниматься музыкой, рисованием, рукоделием, лепкой и обещание любить чужого ребенка как своего встречаются почти во всех объявлениях в газете из «Рук в руки», где им отведены несколько страниц. Гораздо более экзотические предложения обнаружились в Интернете. «Работаю папой по вызову» — под таким заголовком некто Виктор предлагал всем желающим свои услуги на одной из электронных досок объявлений. Дальнейший текст гласил, что «любимый папа для вашего ребенка» не только поможет на время отдохнуть от собственного чада, но и «восполнит недостаток в активном мужском воспитании».
При телефонном общении выяснилось, что разместить такое объявление Виктору подсказала увиденная им телепередача («что-то вроде «Маски»), где опытом подобной работы делился другой «папа по вызову»:
— Я послушал его и подумал: я же всю жизнь этим занимаюсь! Только бесплатно. Меня все приятели зовут с детьми поиграть. Я для них самый лучший друг — лучше сверстников. Всю жизнь так было: все сидят за столом, едят-пьют, а мы в другой комнате кувыркаемся, они все на мне ездят и прыгают от счастья. Только все знакомые дети уже выросли. Вот я и подумал: может, пора на чужих переключиться?
— Нашли клиентов?
— Нет пока, хотя звонят. Сами мамы не очень, а все больше женщины постарше: не то соседки, не то подруги. Как услышат, что я развелся как раз год назад, сразу еще активнее мной интересуются. Говорят: не хотите ли с молодой женщиной познакомиться?.. Я объясняю, что это они не по адресу, это пусть в других объявлениях поищут. Я — строго для детей. К слову, чудесные истории о том, как папы-одиночки искали воспитательницу для малыша и находили семейное счастье, уже стали частью профессионального фольклора: про подобные случаи мне рассказывали едва ли не во всех агентствах — правда, с формулировкой: «У нас не было, но было у других». Выходит, не зря в разделе «Няни и гувернеры» любой газеты добрая часть объявлений сопровождается привычной припиской «Интим не предлагать».