Няня в творениях русских пистелей
При изучении русской литературы в школе, и потом, на протяжении всей жизни, мы вновь и вновь обращаемся к своим любимым русским писателям. При чтении их произведений, мы невольно замечаем, с какой искренней признательностью описывается в них простая женщина, русская няня. Эта тема проходит красной нитью через произведения Пушкина, Тургенева, Толстого, Чехова, Шмелева, Бунина и др.
А произошло это потому, что в становлении будущих писателей важную роль, а иногда и решающую, сыграли няня, гувернантка или воспитатель. До того, как определить детей в лицеи и пансионы, гимназии и университеты, в русских дворянских семьях родители давали им неплохое домашнее образование и воспитание. Закладывался прочный фундамент, на котором строился духовный мир молодых людей: это и поведение в обществе, и трудолюбие, и интерес к науке, религиозность. Такое многогранное развитие позволило стать таким людям учеными, писателями. Благодаря воспитанию и глубоким знаниям они смогли понять современного человека, все его проблемы. Многие из них в мыслях опережали свое время. Среди таких людей были Пушкин, Жуковский, Толстой, Грибоедов, Булгаков, Аксаков, Блок и другие.
В атмосфере жестоких нравов и крепостного права, в поместье свое матери вырос И.С. Тургенев. В своем произведении «Дворянское гнездо» он показал, что в крепостной среде были удивительные люди, что они положительно влияли на судьбы дворян. Лиза Калитина из «Дворянского гнезда» – это дворянка из прекрасной семьи, искренняя, умная, самоотверженная девушка. Все ее поступки основаны на любви к ближним, совести, жертвенности. Такой чистый, цельный и возвышенный образ может быть примером для многих поколений. Откуда такие качества? Ответ прост, они заложены с детства. А воспитала Лизу Калитину крепостная няня.
Няня А.С. Пушкина, Арина Родионовна, – это символ любви и преданности. Ее образ стал легендой. Пушкин во многих своих творениях показал свое отношение к ней: в стихах, поэмах, прозе. Мы видим няню в «Борисе Годунове», «Дубровском», «Арапе Петра Великого», и даже в «Евгении Онегине», в образе няни Татьяны Лариной.
Еще ранее Д. И. Фонвизин обратился к теме кормилицы, няни в своем «Недоросле». За Митрофанушку «мамка» готова умереть, и это не рабская зависимость, а искренняя любовь.
История дворянского рода Хрущевых отражена в рассказе И. А. Бунина «Суходол». Здесь весь рассказ построен на восприятии жизни бывшей крепостной, Натальи. Она няня больной девушки-дворянки, она неотъемлемая часть семьи. Даже получив вольную, она не покидает свою подопечную в разоренном дворянском гнезде, а остается для нее опорой.
Не будучи воспитанным няней, А. П. Чехов, наблюдая жизнь разных сословий, не мог не создать образ нянюшки. К ней тянутся все герои пьесы «Дядя Ваня». Именно нянюшка и дядя Ваня заменили родителей Соне. Именно от няни все герои пьесы ждут понимания и сочувствия, тянутся к ней.
А Наталья Савишна из первой повести Л. Н. Толстого «Детство»? Разве это не один из самых ярких персонажей в произведении, среди которых воспитывается Николенька Иртеньев? Мать Николеньки выращена и выпестована няней, она считает ее уважаемым и полноправным членом семьи. Она очень ценит свою няню, любит, и принимает ее советы. Мальчик тоже любит ее, чувствуя ее доброту и мудрость, он только ей может доверить свое детское горе, рассказать о своих переживаниях. Он знает, что няня Наталья Савишна сможет отделить добро от зла, поддержать в трудную минуту, ласково успокоить.
Перечитывая еще и еще раз любимые произведения, мы понимаем, что в русской литературе тема воспитания, развития духовности, становления личности еще с древнерусского периода была первична.