Рекомендации для няни, если ребенок не слушается.
Няня, как и вообще все взрослые люди, часто приписывает маленькому ребенку непослушание и эгоизм в тех ситуациях, где ребенок не виноват, поскольку в силу своих возрастных особенностей просто не может следовать предъявляемым к нему требованиям. И начинается борьба с недисциплинированность ребенка, без всякой попытки понять, что за этим стоит. То есть, мы, взрослые, пытаемся исправить следствие (поведение), не пытаясь понять его причины — субъективное восприятие ребенка той или ситуации и отношение к ней. Давайте разберемся ( и подскажем няне), почему маленькие дети бывают такими непослушными? Почему их так трудно приучить к порядку, дисциплине, организованности?
Рассмотрим на примере конкретной ситуации: няня просит ребенка пяти лет убрать со стола краски и альбом, т.к. на этом же столе будет подан ужин. Ребенок продолжает заниматься своим делами. Няня повторяет просьбу, ребенок говорит «сейчас» или «да» и продолжает увлеченно раскрашивать. Почему он игнорирует просьбу няни, не обращает на нее внимание? Совсем не потому, что няня плохая.
Этому поступку есть одно очень хорошее объяснение. Ребенок достиг того возраста, когла он начинает принимать свои собственные решения и выражать свое мнение. В возрасте 4-5 лет ( а некоторые и раньше) он уже полностью осознает свою личность. Это нормально, что он начинает оказывать противодействие авторитету взрослых, в том числе и няни. Ребенок не капризничает, не желая поддаваться просьбе няни, он просто выбирает другую тактику. Он будет делать вид, что вас не слышит или затягивать с ответом как можно дольше. Не принимайте все слишком близко к сердцу: манипулирование взрослыми ( а особенно родителями) — излюбленная тактика детей детсадовского возраста, направленная на получение желаемого. Задача взрослых, в том числе няни, — заставить ребенка, при этом не ограничивая свободу проявления индивидуальности, сотрудничать.
Для решения этой задачи мы дадим несколько советов:
Совет 1-й. Няня должна ставить перед ребенком четкие задачи. Например, не надо говорить: «Убери со стола», это задача очень общая и ребенок может, например, убрать часть предметов, лишь немного уменьшив беспорядок. Если няня скажет:»Убери краски в ящик стола, а альбом положи на верхнюю полку шкафа». У ребенка не возникнет вопросов, что нужно делать. Няне нужно постараться упрощать просьбы: они должны содержать 2 (max 3) шага.
Совет 2-й. Поощряйте ребенка. Дети любят, когда их хвалят, поэтому поощрения и похвалы помогут няне быстрее достичь желаемого результата. Поощрение может носить материальный характер. Няня может сказать: » Когда ты уберешь в стол свои раскраски, мы пойдем в парк кататься на качелях». Заметьте, не «если ты уберешь», а «когда». Иначе просьба будет выглядеть как приказ, а задача няни приучить выполнять просьбы взрослых по собственному желанию, а не из страха.
Совет 3-й. Няня должна уметь помочь ребенку стать самостоятельным. Например, если она хочет, к примеру, чтобы малыш сам начал одеваться на прогулку, нужно сложить вещи на невысокий столик, поставить рядом стульчик, обувь. А не снимать все с высокой вешалки в последний момент, лишая таким образом ребенка проявить инициативу.
Совет 4-й. Бывают ситуации, когда все-таки нужно проявить твердость и дать понять ребенку, что пора остановиться. Например, малыш так заигрался, так расшалился, что никак не может выйти из этого состояния. В этом случае пусть няня попробует эффект «тайм-аута». Нужно громко произнести эти слова, подхватить малыша на руки и посадить одного, например, на стуле. Как бы разом прекратив все движение. Поверьте, это работает. Профессиональные няни рассказывали, что от удивления малыш затихает, а в дальнейшем такая «игра» ему начинает нравиться. «Там-аут» — очень действенный и безопасный метод. Не надо повышать голос, изображать строгость и т.д. Просто «тайм-аут».
Совет 5-й. Для всех — мамы, папы, няни. Уважайте ребенка. Представьте себя в такой ситуации: вы смотрите любимый сериал, вдруг к Вам подбегает кто-то и начинает срочно требовать. Что при этом вы будете чувствовать? именно так чувствует себя и ребенок, вы прерываете его во время игры и что-то требуете. Найдите время и заранее предупредите малыша о том, что ему пора спать, что через 15 минут на столе будет обед и т.п. Вы дадите ребенку возможность подготовиться и спокойно завершить игру.Если ребенок продолжает не слушаться, просто возьмите его за руку и отведите туда, куда нужно. В столовую обедать, в его комнату спать и т.д. Пускай няня спокойно сделает все вместе с ребенком без лишних эмоций.
Порой взрослые считают, что дети плохо ведут себя, не слушаются из-за избалованности и вседозволенности. А значит, послушания и дисциплины нужно добиваться строгостью и требовательностью. Но излишняя строгость и принуждение, даже если и имеют своим результатом послушание детей, вредны для развития их личности, по крайней мере, в двух отношениях.
Во-первых, они подавляют активность ребенка, превращая его в автоматического исполнителя чужой воли. Грустно видеть малыша, который постоянно напряжен в ожидании наказания.
Во-вторых, такое послушание является вынужденным, навязанным, и в других условиях, без контроля взрослого, может превратиться в свою противоположность — обернуться импульсивностью и расторможенностью.
И родители и няня должны понимать, что приказами, наказаниями и страхом можно добиться подчинения, но нельзя научить ребенка управлять своим поведением. Произвольность поведения — важнейшее качество личности. А основной чертой произвольного поведения является осознанность.