Как должна вести себя няня, если ребенок слишком замкнутый?

сиделкаНяня должна знать, что потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками. Взрослые вдруг замечают, что малыш быстро сворачивает игру с другими детьми, если возникает «угроза» его благополучию, ни в какую не желает делиться игрушками, а при попытке другого ребенка завладеть ими агрессивно реагирует или плачет.

В статье о детской агресии мы уже упоминали, что для 2-3-летнего малыша проявления жадности и агресии — это нормально. С такого противоречивого поведения и начинаются обычно детские контакты. Ребенок хочет дружить, но он пока не в состоянии преодолеть свой детский эгоизм, договориться о взаимоприемлемых условиях игры.

По мере взросления при помощи взрослых ребенок постепенно начинает усваивать правила совместной игры. Любимая игрушка в руках другого ребенка уже не вызывает панического страха ее потерять. Усвоив закон игры — тебе мое, твое мне — малыш без боязни отдает на время свое «богатство» другому малышу, претендуя при этом на его игрушку. А если к ведерку нового приятеля добавить свой самосвал, получится загрузка транспорта песком, и можно строить домик. Так возникает сюжетная игра, настолько привлекательная, что играющие вместе дети преодолевают каждый свой эгоизм, начинают согласовывать свои действия по заранее оговоренным правилам.

К 7 годам игра настолько усложняется, что дети как бы обособляются от нее. Общение по поводу игры становится просто общением, иногда и вовсе с ней не связанным. Дети в этом возрасте уже могут обмениваться мнениями о просмотренных фильмах, рассуждать о событиях, известных им по разговорам взрослых, сравнивать свои умения и знания, выражать свое отношение к другим детям. Для них самое главное теперь — стремление завоевать уважение сверстников. Взрослеющий ребенок озабочен не столько тем, с кем и во что пограть, сколько своей репутацией у тех детей, мнением которых он дорожит. Такая группа других детей, значимых для малыша, дает ему психологическую стабильность и эмоциональный комфорт.

Но, гуляя с ребенком, няня вдруг замечает, что друзей у него почти нет. Отношения с ребятами во дворе не складываются, дружит малыш в основном с детьми знакомых родителей, под их неусыпном присмотром. Так ли уж нужно, чтобы у ребенка были друзья? Взрослый человек является для ребенка неким тылом, окружающим маленького человечка заботой, обеспечивая тот уровень комфорта и безопасности, без которого ему просто не выжить. Сверстник же подвергает беспечное существование ребенка проверкой на прочность. Внимание, забота и любовь, которые дома ему дарятся просто так, теперь, при общении со сверстниками, необходимо заслужить. Именно в случае, когда адаптация ребенка вне дома протекает сложно, когда ребенок долго и мучительно ищет свой путь к другим детям и не всегда его находит — возникает проблема детской замкнутости. Няня не должна пугаться, когда видит, что ее ребенка буквально «отвергают» ровесники. Психологи говорят, что причины, по которым одни дети всегда оказываются лидерами и без труда осваиваются в любой компании, а другие либо не хотят, либо не могут завоевать расположения сверстников, все еще не до конца ясны. Поэтому давайте сразу дадим няне конкретные советы.

Если речь идет о совсем маленьком ребенке, получившем первый негативный урок уличного общения, то для начала няня должна научить ребенка не бояться выходить н6а улицу. Сделать «улицу» ему знакомой. Для этого перед выходом няня может оставлять что-то интересно на пороге, чтобы ребенок открывал дверь с интересом, а не с испугом. Далее няня может прятать и находить знакомые малышу игрушки во дворе или предлагать взять их с собой. Мы рекомендуем няне придерживаться знакомого ребенку маршрута, ходить в один и тот же парк, общаться только со знакомыми детьми, не проявляющими агрессии к малышу. Няне надо дождаться, пока ребенок сам не проявит желания перемен. Расширение круга общения произойдет обязательно, ребенок не сможет обойтись без сверстников. Просто в случае повышенной замкнутости малыша взрослому человеку придется вмешиваться во взаимоотношения с другими детьми. Придется настойчиво объяснять ребенку, как достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимое и недопустимое воздействие на агрессивного сверстника. Тут очень важна, на наш вгляд, личность и позиция няни. Наладить отношения ребенка с другими детьми, ввести отвергаемого малыша в игровой коллектив может именно авторитетный взрослый. Профессиональная няня должна суметь так построить игру, чтобы остальные дети вдруг увидели в ее ребенке положительные черты и приняли его в свой круг.

Со временем малыш овладеет подходящими к каждому конкретному случаю способами воздействия на сверстников, а пока его ни на минуту нельзя оставлять с этими проблемами. Няня должна помнить, что от того, как сложится опыт его общения со сверстниками в дошкольном возрасте, зависит, какую компанию он выберет себе в подростковом возрасте.

Комментарии запрещены.

Реклама