Православная Патронажная служба
Кому сегодня особенно необходима наша помощь? Куда мы можем приложить свои силы и душевное тепло? Где находятся те наши ближние, которых мы должны возлюбить «как самого себя»? Оглянитесь вокруг. Их очень много!
При Отделе социального служения нашей епархии работает православная Патронажная служба. Эта служба делает пока свои первые шаги, и ей очень нужны небезразличные, добрые и отзывчивые люди. Сегодня моя собеседница — руководитель православной Патронажной службы Алина Квита.
— Почему Вы решили организовать и возглавить такое направление, как патронажная служба? Новое ведь всегда начинать непросто.
— Во-первых, сострадание чужому горю, чужому несчастью — дело каждого христианина. Приходя в храм св. целителя Пантелеимона на исповедь, причастие, на службу, я поняла, что, получая благодать, у меня укрепляется желание внести свой вклад в дело социального служения при храме. Мой духовный отец, священник Евгений Попиченко, благословил меня на работу по организации православной патронажной службы. Изначально, конечно же, я, как и многие, видела себя в работе с детьми, с детскими домами. Но когда хочешь помочь, и тебе указывается конкретная область, пусть другая, требующая развития, то спорить или ждать иной возможности не имеет смысла. Нужно браться за работу с усердием и послушанием. Мы трудимся во славу Божию. Конечно, это трудно. Все неизведанное, возможно, пугает, но, с другой стороны, это очень интересно, поскольку у нас на глазах вырастает, рождается что-то новое.
— Начиная эту работу, Вы съездили на учебу в Москву, там работа патронажной службы и сестричества достаточно хорошо и грамотно организована. Московский опыт вам пригодился при организации этой работы в Екатеринбурге?
— Да, конечно, в Москве служба эта работает около 15 лет, мне посчастливилось познакомиться там с такими замечательными людьми, как протоиерей Аркадий Шатов, руководитель социального служения в Москве, как старшая патронажная сестра Ольга Юрьевна Егорова. Тогда наша екатеринбургская патронажная служба ещё не работала, даже ещё, можно сказать, не родилась, и весь поток информации приходилось просто фиксировать, не представляя, как это можно применить на практике. Конечно, сейчас, когда патронажная служба заработала, я с огромной благодарностью вспоминаю все замечания и советы Ольги Юрьевны и её помощников. А именно, очень помог опыт посещения больных и их семей. То есть, все понимали, что в Екатеринбурге такой службы нет, и буквально все, в том числе и родственники больных людей, живущих в Москве, хотели нам помочь. Они давали советы, рассказывали свои истории, как и что у них происходит, с какими трудностями они сталкиваются. То есть, люди все делали для того, чтобы помочь нам организовать то же самое в Екатеринбурге. Поэтому, самый ценный опыт — это тот пример, который мы увидели своими глазами. Сейчас нам гораздо проще общаться с больными и их родными, когда у нас уже есть некоторый опыт общения, и с каждым новым посещением семьи этот опыт все больше и больше, потому что каждая жизненная история, ситуация, по-своему новая, и мы пытаемся все это освоить. Конечно, вся информация, которая поступила нам от наших московских коллег, очень важна и нужна нам. Огромная им благодарность.
— А сегодня как строится ваша работа? Что такое Патронажная служба, какова её основная задача, кто сегодня ваши пациенты?
— Наши пациенты — это люди, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Это больные люди, которых уже выписали из больницы, но им нужен домашний уход, это безнадёжные люди, которых просто отказались лечить, это люди, которые перенесли инсульт и теперь парализованы, это люди с ограниченными возможностями передвижения. А так же это их родственники, тоже требующие помощи скорее духовной, потому что они не всегда могут справиться с таким неожиданным испытанием, когда у них в доме оказывается вдруг лежачий больной. За ним требуется не просто ежедневный уход, ему требуются и поддержка, и любовь, а очень трудно с любовью ухаживать за больным, когда маленькая зарплата, когда мысли о том, чем бы накормить свою семью. И наша основная задача — помочь не только тем людям, которые заболели и не могут передвигаться и сами себя обслуживать, а помочь так же их семьям, помочь адаптироваться к этой новой, непростой ситуации, взглянуть на проблему немного с другой стороны. Взглянуть на неё как на испытание, которое позволит им проявить свою любовь. Ведь в трудностях зарождается настоящая, деятельная любовь. Поэтому, помощь нужна и родственникам, и самим больным.
— В вашем активе уже достаточно много людей, много заявок. Наверное, это не только пожилые люди, это все, кому нужна медицинская, духовная, просто человеческая помощь. Направление это, как выяснилось, весьма и весьма востребовано сегодня? Несколько месяцев вы работаете, и то количество звонков, которое к вам поступает, говорит о том, что поле деятельности огромное.
— Да, действительно, даже примерно мы сейчас не можем предположить, каким будет количество заявок к концу 2008 года. Звонки поступают ежедневно, получив заявку необходимо ехать на квартиру, где нужна помощь, для того, чтобы выяснить обстановку, понять, какая помощь именно нужна, спланировать действия нашего отдела. Звонки поступают ежедневно, и на сегодняшний день существует порядка 15 семей, которым необходима помощь. Это уже проверенные факты.
— То есть, факт проверки есть?
—Конечно, мы сразу не высылаем сестру милосердия, которая пойдет неизвестно, в какой дом, какой подъезд. Самое главное для нас — заботиться не только о тех людях, которым мы помогаем, наших пациентах и их родственниках, но и о своих сёстрах милосердия. Мы должны думать об их безопасности, об их здоровье, потому что их очень мало, они ценные, необходимые кадры.
— А сколько же сестёр, в идеале, нужно, чтобы работа шла грамотно и эффективно? Какова сейчас ситуация с кадрами?
— Графики разные, потребности так же разные, все это индивидуально, и нет такой чёткой схемы. Поэтому, сестёр нужно гораздо больше, чем есть сейчас.
— Кадровая проблема острая, но, тем не менее, какой-то минимум требований к сотрудникам все равно существует? Ведь нужно понять, что именно этот человек сможет выполнять такую непростую и в духовном, и в физическом плане работу?
— Как сказал о. Евгений Попиченко, мы должны быть для всех примером. Наши сестры, руководители отделов, должны распространять вокруг себя добро, теплоту, заботу, благодать Божию. И те люди, которые к нам обратились, должны чувствовать себя легко и комфортно с нами, ощущать на себе нашу заботу и чувствовать свою безопасность. Естественно, когда сестры приходят, они должны пройти некоторую проверку, обязательно получить благословение у о. Евгения, руководителя Отдела социального служения, обязательно должны пройти стажировку с той сестрой, которая уже работает, и только потом, через некоторое время, пройдя испытательный срок, сестра может начать в полную силу работать. Вот для этого необходимо не просто время, но и слаженная, грамотная работа всех людей, которые уже задействованы в этой службе.
— А какое-то медицинское образование необходимо, или медицинские знания сейчас не столь важны? Желание важнее?
— У многих пациентов возникает такая проблема, как пролежни. Естественно, без медицинского образования мы не имеем права обрабатывать такие раны. Сестра по уходу имеет право обеспечивать только гигиенический уход, помыть человека, подстричь ногти, а так же что-то почитать. Это такие вещи, которые и родственники могут делать сами, но, возможно, их просто нужно научить, показать, как это правильно делать. Поэтому, в этом отношении достаточно только курсов, которые у нас проходят. Это курсы младшей сестры по уходу при Областном медицинском колледже. А медицинские сестры, конечно, тоже необходимы. Потому что, когда я прихожу в семью и вижу, что есть такая проблема, как пролежни, её, конечно, нужно решать, так как лечатся они очень долго и скрупулёзно. И чем раньше мы начнём лечение, тем оно будет эффективнее. Нужны и сестры профессиональные, но, в большинстве случаев, нужны и младшие сестры по уходу. Не стоит бояться, если нет медицинского образования. Приходите — научим.
— А что взамен получают медицинские сестры, добровольные помощники, которые приходят в такие семьи? Какое отношение к ним? Какое восприятие?
— Патронажная православная служба ещё молодая, но уже поступают первые звонки, первая обратная связь. Конечно, это благодарности от родственников, благодарные глаза тех людей, которые уже потеряли надежду на то, что их услышат. Они часто обращаются в государственные соцотделы, там им, конечно, не отказывают в помощи, но приходят два раза в неделю, приходят разные люди, а ведь человек привязывается к кому-то одному, и ему уже хочется, чтобы приходила именно та сестра милосердия, которая уже у него была, подержала за руку, почитала книгу… Люди, которые обращаются за помощью, не обязательно православные, часто просто невоцерковлённые. Они говорят, что крещены, но в храм не ходят. Не знают, что им нужно там делать, с чего начинать, и просят наших сестёр посоветовать, что им почитать. И сестры милосердия испытывают огромную радость, это для них просто чудо, когда попросят подарить, например, Молитвослов. Значит, человек желает обратиться к Богу, он на правильном пути, и ему готовы помочь. Но, естественно, мы никому это не навязываем, человек должен сам ощутить потребность в Боге.
— Здесь и важна работа священника. О. Евгений поддерживает вас и ваших подопечных. В плане получения духовной помощи вы работаете «в связке», потому что очень важно оказать грамотную духовную помощь человеку, важно подготовить его к принятию Церковных Таинств, ведь люди больные, пожилые, им нужно успеть и исповедоваться, и пособороваться, и причаститься…
— Да, конечно, о. Евгений дает чёткие инструкции, как нам нужно действовать, потому что очень важно, чтобы человек в конце жизни обязательно исповедовался и причастился, мы должны за этим следить. Как только возникает потребность, об этом сообщают сестры милосердия, родственники, и мы приглашаем священника, например, пособоровать. Здесь все получается быстро, слаженно, буквально, за день-два можно решить этот вопрос, обязательно батюшка приедет домой к человеку, поговорит, успокоит, совершит Святое Таинство, и все будет хорошо.
— Тот тесный человеческий контакт, взаимопонимание, которые возникают между вашими пациентами и патронажными сёстрами, я вижу на вашем примере. Вы, действительно, лично глубоко и серьёзно воспринимаете болезни, а порой и уход из жизни ваших подопечных, ведь среди них много людей очень пожилых… Одиноким человек может быть и в семье, ведь зачастую у близких людей не хватает времени, возможности уделять ему внимание. И то, какую заботу, какую любовь он встречает со стороны ваших сестёр, на первый взгляд, чужих ему людей — это просто удивительно.
— Действительно, суть патронажной службы не в том, чтобы оказать гигиеническую помощь, а, как раз таки, показать пример любви, самоотдачи. Если начинаешь чем-то заниматься, то, конечно, начинаешь этим просто болеть. Эти бабушки уже стали моими родственниками, мне просто необходимо позвонить им, узнать, как они себя чувствуют, понравилась ли им сестра милосердия, а отзывы всегда положительные, всегда благодарят за звонки. Ощущение после этого очень хорошее. Естественно, бывают и смерти, вот буквально на днях у бабушки в больнице произошёл инсульт, конечно, тяжело все это переживается, не знаешь, какими словами поддержать родственников, и здесь помогает батюшка не только сёстрам, которые глубоко лично переживают, но и родственникам. Говорит, что им нужно почитать, как себя вести в такой момент, что сделать с точки зрения православной веры.
Мы часто спрашиваем: как же можно любить ближнего, как заповедал нам Спаситель, когда этот ближний — вовсе не наш родственник, а, по сути, посторонний человек? Как говорят церковные мыслители, нужно оказать помощь этому человеку, сделать добро, и тогда он действительно станет вам уже близким и родным. Тогда проблемы отсутствия любви к ближнему, наверное, возникать не будет…
— Алина, а с какими трудностями, может, непониманием со стороны родственников вы сталкивались? Ведь в их семью приходит посторонний человек, нужно выделить ему рабочее место, нужно принять, уделить внимание. Были ли сложности, или только полное взаимопонимание?
— Проблем с выделением помещения, рабочего места, конечно, нет. Полное взаимопонимание. Существуют трудности другого характера. Например, сестра милосердия, если она не очень опытная, пришла в семью, а там человек уже несколько лет ухаживает за своим больным родственником, остается с ним один на один. Для него это ежедневный труд, полное отсутствие радостных моментов, и, естественно, человек начинает раздражаться, начинает просто излучать негатив, и сестра должна как-то на это реагировать, а это очень трудно. Нужно сделать так, чтобы человека и не обидеть, и показать ему пример, что с любовью ухаживать за больными — это огромная радость. Конечно, основная трудность — это когда люди признаются в том, что их уже раздражает лежачий больной человек. Это можно понять, безусловно, ведь они с этим каждый день живут, уже на протяжении нескольких лет. И ни в коем случае нельзя их за это осуждать. Просто нужно им помочь. Оказать, порой, психологическую помощь.
— Алина, какие перспективы у вашей службы? Вы переживаете ещё младенческий возраст, но что нужно для того, чтобы патронажная служба, с такой важной и необходимой миссией, заработала в полную силу?
— Мы планировали, к концу 2008 года, иметь около 10 штатных сестёр милосердия плюс добровольцы, которые могут оказывать разовую, либо нерегулярную помощь. Но, в связи с растущим числом просьб, мы понимаем, что к концу года их будет уже очень много. И на данный момент мы вынуждены прекратить пока приём заявок, так как просто не справляемся с нагрузкой, не можем оказывать помощь на скорую руку: пришли, помогли, а потом забыли и поехали к другим… Если мы уж взяли к себе человека, семью, то мы должны качественно оказывать помощь, а не на бегу. Поэтому, нам важно не только рассказать о патронажной службе, но и пригласить к нам людей, готовых помогать нуждающимся. Это и сестры милосердия, и добровольцы. Потому что без них мы не можем развиваться.
— Когда мы оказываем благо ближнему, когда проявляем заботу, любовь и милосердие, мы, несомненно, помогаем и своей душе приблизиться к Богу… Куда обращаться тем людям, которые чувствуют в себе силы и душевные, и физические, силы и возможность помогать нуждающимся?
— Приходите к нам на собеседование на должность сестёр милосердия. Записаться на собеседование можно по телефону 345-40-32. Либо просто прийти в любое воскресенье с 13 до 14 часов в храм целителя Пантелеимона, заполнить анкету, поговорить. Вы нам очень нужны, мы вас ждем!
Православная служба сестринского ухода имеет свою концепцию и приоритеты отличные от любых медицинских, государственных и коммерческих организаций. Коммерческая организация рассматривает больного, как клиента, просьбу — как заказ, и выполняет заказ в рамках договора. Православная служба милосердия считает свою работу служением больным, нуждающимся в её помощи. Сестры милосердия проживают вместе с больным Богом данную ему жизнь, проходят единый христианский путь, принимая за основу наставления преподобного аввы Дорофея: «Иной служит больному, но служит для того, чтобы иметь награду. Это неразумно. И потому, если с ним случится что-либо скорбное, то это легко удаляет его от сего доброго дела, и он не достигает конца его, потому что делает оное неразумно. А разумно служащий, служит для того, чтобы приобрести милостивое сердце, чувство сострадания. Ибо кто имеет такую цель, тот, чтобы ни случилось с ним, скорбь ли извне, или сам больной помалодушествует против него, он без смущения переносит все это, взирая на свою цель и зная, что более больной благотворит ему, нежели он — больному».